Анастасия Витковская, генеральный директор студии графического дизайна DesignBand, рассказала BSо создании собственного бизнеса, постоянных правках и работе с дедлайнами.

Если говорить об идее создания бизнеса в графическом дизайне, то изначально импульсивного решения об открытии собственной студии не было. На старте своей карьеры два года я работала в издательстве. В процессе работы начали появляться клиенты, у которых были совершенно другие задачи, которые шли вразрез с деятельностью издательства. Уйдя с головой в новые проекты, я перешла на фриланс и начала работу с несколькими производствами и дизайнерами. В этом большую поддержку мне оказывал мой брат Кирилл, который на тот момент уже работал в этой сфере со своими студенческими друзьями. В процессе совместной работы у Кирилла появилась идея названия для нашей банды единомышленников. Так мы стали называться DesignBand.

Мы придумали логотип, основанный на изображении рокерской козы. Со временем он видоизменился, но по сей день этот знак лежит в основе нашего логотипа, отражая тот драйв, с которым мы подходим к работе в студии.

Тем не менее, на тот момент мы все еще не имели офиса, какой-то постоянной команды, общей концепции и философии, единого портфолио с проектами. Все держалось только на нашем интересе к отрасли и клиентским задачам. Но драйва становилось больше, задачи поступали все сложнее. Посоветовавшись с братом, мы решили, что было бы здорово рассказать о себе миру и с довольно небольшим багажом опыта мы презентовали свои работы на выставке «Дизайн и реклама» в ЦДХ. Собирали свой стенд мы собственными силами из дерева. Именно это позволило нам заявить о себе не только как о дизайнерах, но и наглядно представить свою экспертизу в производстве. Скажу честно, выставка стала во многом одной из тех реперных точек, благодаря которым мы и решили создать организованный бизнес. К нам пошли клиенты, с некоторыми из которых мы работаем и по настоящее время. Наверное, это и есть клиентская лояльность в чистом виде.

Следующие 3 года мы также продолжали работать удаленно. Но количество проектов росло, вместе с тем появлялась сложность с контролем над работой команды. И в 2012 году мы сняли первый офис и с тех пор стали функционировать как целостный бизнес организм.

Холодные звонки VS сарафанное радио

Конечно же, с появлением офиса и постоянного штата дизайнеров, нам было необходимо поддерживать определенную финансовую планку, чтобы оставаться на плаву. Для поиска новых клиентов, мы в большей степени всегда полагались на эффект «сарафанного радио», который помогал регулярно расширять клиентскую базу.

Важно понимать, что у нашей отрасли есть две стороны медали. С одной стороны, есть такие задачи, клиентский спрос на которые регулярен. В основном это производство визиток, печать брошюр, буклетов и т.д. Но есть и задачи по дизайну в чистом виде. Это и разработка фирменного стиля, логотипов, брендбуков. Такие вещи априори не могут быть регулярными и часто требуют экспертизы проверенных партнеров. Клиенты же стараются при поиске подрядчика под такие задачи полагаться на рекомендации своих партнеров и знакомых. Поэтому мы практически никогда в своем продвижении не прибегали к таким методам продаж, как, например, холодные звонки и т.п.

О трудностях и проблемных ситуациях

Трудности в бизнесе есть всегда, каким бы он ни был: большим или малым, ритейловым или финансовым. В этом плане мы тоже не являемся исключением. Одной из частых проблем, возникающих в нашей работе, становится «фантомность» сроков в понимании клиента. Сфера коммерческого дизайна по жизни несет на себе тяжелый крест под названием «правки». Нужно понимать, что эти самые правки часто становятся своего рода наркотиком для некоторых клиентов. Это, в свою очередь, может растянуть сроки даже самого небольшого проекта с 10 дней до нескольких месяцев. Поэтому мы выступаем и консультантом, помогая заказчикам определить максимально комфортное количество времени, которое может быть заложено на ту или иную задачу. Такой подход помогает нам держаться в рабочем тонусе, а клиенту получить заказ вовремя.

Еще один фактор, который сильно влияет на продуктивность, это субподрядчики. Мы работаем со множеством производств, которые завязаны на технических ресурсах. Если возникают сбои в типографском оборудовании в процессе печати или изготовлении корпоративной продукции, сроки исполнения могут закономерно увеличиваться. Поэтому мы должны всегда четко оценивать дедлайны и закладывать такое время, которое поможет нам в форс-мажорных ситуациях быстро сориентироваться и найти выход из сложившейся ситуации.

О планах и развитии

Если говорить о развитии бизнеса, то здесь, конечно, у нас очень большие планы. Если ранее мы работали исключительно по схеме «заказ-менеджмент-продукт», то сейчас мы хотим помимо текущих клиентских задач заниматься еще собственным развитием и продвижением. Проработав на рынке достаточное время, накопив множество материалов и знаний, хочется поделиться с более широкой аудиторией полезной информацией и рассказать о себе, как об эксперте в своем деле. Для этого мы пригласили в команду ребят, которые не только имеют опыт в менеджменте проектов и клиентском сервисе, но и обладают необходимым профессиональным бэкграундом в сфере маркетинга, SMM, PR.

Я думаю, что наша «банда» сейчас входит в очень интересный период преобразований и новых свершений. И это, безусловно, вдохновляет нас еще больше!