Александр Антонов, основатель компании Puzzle English, поделился с BS историей становления компании, поиском первых сотрудников и этапами роста команды.

Идея и старт проекта

Я начал заниматься разработкой сайтов ещё в 90х годах. В 2010 росту карьеры помешало отсутствие знания английского и, не найдя удобный способ его выучить, я придумал свой. Рассказал об этой идее знакомому программисту, чтобы тот написал код. Затем создал сайт. Дизайном и версткой на первых порах занимался самостоятельно, так как проект изначально создавал для себя. Идея заключалась в том, чтобы на слух составлять предложения из слов, произносимых на англоязычном видео. То, что сейчас пользователям Puzzle English известно, как видеопазлы.

Проект заинтересовал изучающих английский людей и по мере роста их заинтересованности и обратной связи стало понятно, что самопальный дизайн требует улучшений. Я обратился к другу, работавшему в дизайн-студии, с просьбой оптимизировать внешний вид своего проекта.

Появление первых сотрудников

С готовым дизайном двух человек (программиста и меня, который исполнял роль менеджера, верстальщика и кого угодно, по мере необходимости) было достаточно для поддержания деятельности начинающего сайта, но в какой-то момент стало понятно, что обучающий материал нуждается в обновлении. Нашелся контент-менеджер, который отбирал англоязычные видео для сайта и переделывал их в видеопазлы. С ростом контента понадобился дизайнер и верстальщик. Вся команда работала удалённо, финансовые вопросы решались бухгалтерией на аутсорсе. Так продолжалось до появления инвесторов в 2014 году.

Рост команды

Затем мы перебрались в офис. Все организационные моменты были на мне, единственный программист был техническим директором, в компании появился маркетолог и бухгалтер, заодно исполняющий функции HR. Удалённого дизайнера заменили офисным. Офис сняли вместе с помещением, переделанным под видеостудию для создания авторского контента, поэтому появилась потребность в операторе-монтажере и преподавателе для записи грамматических уроков. Параллельно рос штат разработчиков, в офисе появился свой верстальщик. Для решения финансовых вопросов в компанию пришёл финансовый директор.

Количество зарегистрированных пользователей с 10-20 тысяч выросло до 50, увеличилось количество обращений пользователей в техподдержку, в этот момент было решено найти специалиста на саппорт и тестировщика.

В том же году было решено создать мобильную версию продуктов сайта. В штат взяли сразу трёх мобильных разработчиков, а на аутсорсе нашли ещё одного верстальщика и дизайнера. Ну и конечно в такую набирающую обороты компанию потребовался аналитик.

Кризис и сокращение штата

Летом случился кризис, и чтобы компания выжила, пришлось оптимизировать затраты, сокращать штат. Сейчас в компании около 40 человек: 12 в офисе, остальные работают удалённо. Оставили только тех, на ком штаны держатся. Большая часть сотрудников занимается непосредственно созданием контента и разработкой сайта. Команда потратила много сил на создание качественного продукта, но о существовании проекта знает не так много людей, поэтому на данный момент последним принятым в штат сотрудником стал пиар-менеджер.

Самое важное в подборе сотрудников

Официально компания существует с 2014 года. Большая часть ребят, пришедших в тот период в команду, до сих пор с нами. Но с кем-то пришлось расстаться, у кого-то появились свои проекты.

В первую очередь я искал нужных людей среди друзей и знакомых – для меня командный дух и стремление к общей цели имеет большее значение, чем богатый опыт работы.

Дольше всего мы искали мобильного разработчика – это заняло почти четыре месяца. Конкретного совета для тех, кто набирает команду у меня нет – бывало, я ошибался, но, если бы мне пришлось пройти этот путь заново, я бы ошибся снова. Часто ты видишь горящие глаза, даёшь человеку шанс себя проявить, но спустя время он потухает, прекращает двигаться вперёд. В таких ситуациях не стоит ждать чуда.

Если сотрудник перегорел, признаёт это и менять ничего не хочет, продолжать с ним сотрудничество бессмысленно.