Страх – это главный стопор для предпринимателей. Но он же часто становится и главным мотиватором. И от того, как вы реагируете на страх, зависит успех вашего дела. Мы собрали 10 самых сильных страхов, которые терзают предпринимателей, и способы справиться с ними.

Страх начала

Самый первый очевидный страх предпринимателя – страх начать. У вас есть бизнес-идея, вы обсудили ее с парой знакомых, и они посчитали ее вполне жизнеспособной. Вы провели исследование рынка, оценили потенциал и уже вроде бы готовы начать, но все еще стоите на месте. Знакомо?

Можно долго оправдываться отсутствием времени, кризисом на рынке или нехваткой профессионалов, но это банальный страх начала, через который проходили все предприниматели. Вдруг идея на практике окажется не такой хорошей? Вдруг что-то пойдет не по плану? И вообще это все слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Сделать первый шаг всегда страшно. Если вы годами вынашиваете идею собственного бизнеса, но не можете набраться смелости, найдите тех, кто уже прошел этот путь. Пообщайтесь с людьми, которым удалось открыть собственное успешное дело, или обратите внимание на истории и биографии великих предпринимателей. Преодолеть собственный страх гораздо легче, если знать, что через это проходили все.

Джен Грувер, автор книги «Что, если? Почему бы и нет?» о превращении страхов в действия, говорит, что внутренние страхи и неуверенность в себе подрывают способность к успеху. «Пока вы не сможете перепрыгнуть через свои внутренние блокпосты, внешние будут крепко стоять на своих местах», – считает она.

Страх недостаточной компетенции

Некоторые люди постоянно беспокоятся, что их знаний недостаточно. Проходят бесконечные курсы, получают степени MBA, читают тонны книг о построении бизнеса, но все равно считают себя неготовыми открыть собственное дело. Помните, что многие предприниматели даже не имели высшего образования, и это не помешало им создавать империи.

Если вы боитесь, что ваша идея или продукт недостаточно хороши, проведите дополнительные исследования, но не погружайтесь в них с головой, ведь в бизнесе, особенно в технологическом, очень важна скорость. И помните, что никакие советы не заменят практический опыт, поэтому просто начните верить в себя и дайте себе право на ошибку.

«Самая большая вещь, которая удерживала меня даже ночами в первые дни нашего стартапа, была идея разработать продукт, полностью удовлетворяющий требования наших клиентов», – говорит Джонатан Херрик, соучредитель Hatchbuck.

Страх неопределенности

Предпринимателя от наемного сотрудника отличает полное отсутствие стабильности. Здесь нет работы с десяти до семи и зарплаты два раза в месяц. Единственная гарантия предпринимателя – это отсутствие гарантий. Страх неопределенности преследует предпринимателя с самого начала и идет по пятам каждый день.

Но вместо того, чтобы находиться в постоянной панике, посмотрите на бизнес как на приключение. Пусть адреналин в крови помогает вам быть в тонусе и находить нестандартные решения. Как однажды признался Виталий Быков, генеральный директор Red Keds: «Я просто принял мысль, что жизнь больше никогда не будет стабильной. Никогда нельзя будет гарантировать успех бизнеса, и все зависит только от тебя одного».

Страх ответственности

На плечи предпринимателя ложится большой груз ответственности: нужно содержать офис, выплачивать зарплаты сотрудникам, отчитываться перед инвесторами, поддерживать образ бренда и т.д. Каждое принятое решение ведет компанию к победе или поражению и влияет не только на жизнь основателя, но на всех, кто в него поверил.

Никто больше не говорит, что делать и куда идти, и за каждое действие придется отвечать перед собой и другими. Ответственность – это цена, которую приходится платить предпринимателю за свободу, и этим страхом придется смириться в первую очередь.

«Не стоит концентрироваться на собственном страхе перед ответственностью, – считает Алиса Бартель, генеральный директор PunkRawkLabs. – Но вам придется в буквальном смысле будете вкладывать каждую частичку души в ваш бизнес, или вы гарантировано потерпите неудачу».

Страх остаться без денег

Как бы мы не мечтали о собственном деле, банальный финансовый страх – одно из главных препятствий на пути предпринимателя. Мы привыкли оценивать успех по материальным признакам, и боимся, что можем не суметь заплатить по счетам, если что-то пойдет не так. Покидать насиженное место в корпоративном мире даже без особых перспектив в будущем бывает страшно. На это способны только люди с определенным складом характера, и именно они становятся предпринимателями.

Первые шаги, как правило, приходится делать на собственные сбережения – инвесторы неохотно вкладываются на начальном этапе, да и отдавать значительную долю бизнеса не всегда хочется. Поэтому в ход идут накопления, имущество или кредитные займы. На этапе начала особенно важно все тщательно просчитать, чтобы не оказаться в долговой яме. Хотя риск того стоит, ведь даже в случае провала, всегда есть возможность вернуться на наемную работу.

«Минимизируйте риск, взвешивайте доводы «за» и «против» на каждом шагу, будьте честны с самим собой и следуйте своим принципам, – говорит Майк Лоуренс, основатель Havana Banana Breads. – Тратьте время на планирование: если вы мчитесь вперед сломя голову, вы будете принимать плохие решения».

Страх отсутствия личной жизни

Собственный бизнес забирает столько времени, что на себя его практически не остается, особенно в самом начале. Предприниматель не может встать из-за стола в семь вечера и пойти домой, оставив незаконченные дела на завтра. Хотя многие надеются именно на гораздо большую свободу, оставляя корпоративные должности. Правда в том, что на этапе роста, предпринимателю часто приходится забыть о сне и отдыхе, не говоря уже о личной жизни. И если семья поддерживает в это нелегкий период, то баланс непременно найдется, а вложенные усилия – окупятся.

«Да, когда вы думаете о том, что будете загружены работой по уши, вы совершенно правы. И абсолютно нормально этого бояться. Потому что предпринимательство требует постоянного внимания. Это не для ленивых бездельников!» – считает Тито Филлипс младший, основатель MADphilips Development Company.

Страх чужого мнения

Когда вы начинаете бизнес, люди вокруг вас делятся на два лагеря. Одни гордятся вами, поддерживают и рассчитывают на то, что вы преуспеете, а другие считают сумасшедшим и начинают отговаривать. Первые накладывают на предпринимателя тяжелое бремя соответствовать их ожиданиям, а вторые лишают уверенности в себе.

Самое важное, абстрагироваться от того, чего ждут от вас другие, и сосредоточиться на цели, которой вы хотите достичь. Давление со стороны, особенно в публичном пространстве, может свести с ума кого угодно, поэтому важно не поддаваться общественному мнению. Многим привычно жить в комфорте и стабильности, но истинные достижения ждут того, кто выйдет за эти рамки.

«Любой, кто преследует мечту, обвиняется в том, что потерял ее в тот или иной момент. Но если бы предприниматели слушали все, что говорят окружающие, они бы ничего не добились», – считает Джен Гровер.

Страх скуки

Мы тут все говорим о перегрузках и ответственности, но как насчет скуки? Стратегия построена, команда собрана, бизнес-процессы налажены, и предприниматель начинает погружаться в рутину. Больше нет того драйва, который позволял не спать ночами, первоначальная страсть угасла, и вместо захватывающего приключения вы оказались в плену у скуки.

Большинство людей, подверженных этому страху, становятся серийными предпринимателями, которые любят начинать бизнес, но не заниматься им. Им интересен всплеск адреналина на этапе запуска, а не структурированные процессы готового бизнеса.

«Очень быстро планирование превращается для меня в смертную казнь, и неспособность вести рутинные дела, вредят бизнесу и тем, кто в меня поверил», – говорит Бобби Леди, основатель CITYZEN.

Если вы чувствуете в себе именно этот страх, стоит задуматься о бизнес-партнере, который возьмет на себя операционное развитие и управление.

Страх провала

Теперь к самому большому страху из всех – страху перед прямой неудачей. В нем так или иначе сочетаются все перечисленные страхи. Даже если вы организовали бизнес мечты, и дела идут прекрасно, в глубине души у многих таится сомнение, что в любой момент все может закончится. Наступит кризис, конкуренты выведут на рынок лучший продукт, а команда разбежится при первых трудностях. Этот страх может парализовывать, и вместо того, чтобы искать новые идеи и строить более эффективные стратегии развития, вы теряете радость от уже существующих успехов.

Но чтобы не случилось, нужно всегда верить в себя. Многие предприниматели теряли все, и начинали заново, и далеко не один раз. Трудности воспитывают по-настоящему сильных предпринимателей.

«Когда мой бизнес по недвижимости рухнул, я не побоялся начать снова. Я полагался на менталитет, который получил на тренинге ММА, чтобы продвинуть и запустить другую компанию», – рассказывает Адам Легас, основатель NanoHydr8.

Страх успеха

И напоследок, страх, который многим может показаться нелогичным – страх успеха. О нем говорят меньше всего, хотя иногда он влияет на предпринимателя гораздо сильнее других. Его также можно назвать страхом роста и развития.

«Спрос высок, но и конкуренция тоже. Бизнес должен расти или умереть. Новые вопросы и проблемы заставляют меня бояться, но и приводят в радостное волнение», – признается Зак Роуз, основатель Green Education Services.

Когда компания из стартапа превращается в прибыльный бизнес, перед предпринимателем встают новые, более масштабные вопросы. Вдруг слишком быстрый рост разрушит компанию? Как выбрать правильное направление развития? Что если хороших идей больше не будет? И главный вопрос: а что если проект будет настолько успешным, что сможет жить без меня? И хотя именно за этим бизнес создавался изначально, многие предприниматели очень боятся момента, когда дело будет развиваться самостоятельно.

Это момент, когда стоит дать себе отдых и насладиться плодами своего труда.